Материнского инстинкта нет! Совсем нет.

14073122_333881847002464_445088763_nИнстинкт — это что? Это сложный врожденный, автоматический комплекс поведенческих реакций, характерный для всех особей данного вида в определенных условиях.
Отсюда следует, что материнского инстинкта нет и быть не может.
Если бы он существовал, то человечеству никогда бы не пришло в голову придумывать контрацептивы, аборты, сдавать нежеланных детей в детский дом и рожать после 40, когда карьера уже построена. И у нас бы не было такого количества бесплодных пар. Если бы существовал материнский инстинкт, он бы не позволил нам так вольно обращаться с вопросом деторождения. Мы бы все рожали по умолчанию, потому что см. определение.
Если этот механизм врожденный, значит каждая человеческая особь с младенчества без всякого предварительного обучения может воспитывать детей. Ясно-понятно, что это не так. То, что позволяет нам ухаживать за детьми и видеть в этом ценность, называется родительское поведение и формируется (или не формируется) в процессе онтогенеза. В том числе и у животных. Если обезьянка была вскормлена и выращена людьми в неволе, она не может адекватно выращивать свое потомство, т.к. не получила личного опыта и не была обучена старшими особями.
Далее, если этот механизм автоматически срабатывает в определенных условиях, то любая человеческая особь достигнув половой зрелости/определенного возраста/социального статуса/материального уровня (нужное подчеркнуть) должна сломя голову бежать размножаться. А этого не происходит. Не срабатывает тут никакой инстинкт. Например, если рядом с вами произойдет взрыв, то вы, пригнувшись и прикрыв голову руками быстро побежите прочь, включится инстинкт самосохранения (он у нас как раз есть), который не даст вам думать о том, что у вас другие планы, типа я же не заплатила за ужин, забыла в здании телефон или не накинула пальто, а на улице прохладно. В случае с рождением детей такого механизма нет. Материнского инстинкта нет ни у тех женщин, которые не хотят или не могут иметь детей, ни у тех, кто нарожал целую банду.
Да, бесспорно, существуют биологические механизмы, способствующие тому, что мы заботимся о потомстве. Например, эндорфиновый коктейль в естественных родах, способствующий установлению контакта между матерью и новорожденным ребенком, или сейсмический сон, позволяющий женщине маленького ребенка (до 3 месяцев) просыпаться по каждому писку и не умереть от недосыпа. Но это не инстинкты.И включаются они не у всех.
Мы имеем самый развитый мозг в животном мире, поэтому нами управляют не только инстинкты. Например, курица сидит на яйцах потому, что она балдеет от массажа пуза, а не из-за того, что она мечтает вырастить здоровых и воспитанных цыплят. Пока они не вылупятся, она вообще не в курсе, что это произойдет и у нее нет никаких представлений о том, что она станет матерью.
А у нас, у людей, представления есть, в этом-то и проблема. Если женщина не хочет или не может стать матерью, это не значит, что у нее поломался материнский инстинкт, это значит, что у нее есть альтернативная мотивация или неосознаваемый внутренний конфликт. Т.е. в первом случае (когда осознанно не хочет) она понимает, что у нее другие жизненные задачи, и тут все ок, во втором (когда хочет, но не может) — есть какое-то психологическое препятствие — страх умереть в родах, потерять личную свободу, стать плохой мамой, какой-то семейный сценарий и т.п.
И это повод для работы с психологом, желательно специализированным — репродуктивным. Хорошая новость в том, что если готовность к материнству и родительское поведение формируется в процессе взросления — значит мы можем с этим работать.
О том, почему же мы все таки не вымерли до сих пор, если материнского инстинкта нет — в следующей серии.
Photo: 1992 Guaja Indian Mama breastfeeding

Запись опубликована в рубрике растить детей, стать мамой с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *