Врачи грубят пациентке во время родов, не объясняют свои действия, без показаний проводят кесарево или прокалывают пузырь без предупреждения…
К сожалению, такое до сих пор часто встречается не только в российских роддомах, но и во многих других странах.
К счастью, проблема привлекает все больше внимания: ООН признала акушерское насилие нарушением прав человека.
Во время 74-й Генеральной Ассамблеи Дубравка Шимонович выступила с докладом об акушерском насилии и репродуктивных правах женщин в мире.
«Целый ряд женщин со всего мира сообщили о глубоком унижении, оскорблениях и сексистских высказываниях, с которыми они столкнулись во время родов за закрытыми дверями медицинских учреждений. Лишь недавно женщины начали говорить о том, что медицинские работники глумятся и издеваются над ними, оскорбляют их и кричат на них. Поступали сообщения и об особо сексистских и оскорбительных замечаниях. Согласно поступившим из Гондураса заявлениям, медработники делали замечания следующего содержания: «Ты ведь не плакала, когда этим занималась, раздвинь ноги или твой ребенок умрет, и ты будешь сама в этом виновата». Один медицинский работник сказал рожающей девочке-подростку: «Почему ты кричишь? Ты же не кричала, когда внутри тебя был член».
Помимо унижений и оскорблений в список проявлений акушерского насилия вошли: физическое насилие, принудительные медицинские процедуры, несоблюдение конфиденциальности, отсутствие в полной мере информированного согласия, отказ предоставить медикаментозное обезболивание, случаи грубого нарушения приватности, отказ в госпитализации, невнимательное отношение к женщинам во время родов и раннюю выписку из-за неплатежеспособности.
ВОЗ признала, что «такое отношение не только нарушает права женщин на уважительное медицинское обслуживание, но также представляет угрозу их правам на жизнь, здоровье, физическую неприкосновенность и свободу от дискриминации».
Женщины, которые через это прошли, помнят об этом насилии всю жизнь, а их рассказы о пережитом опыте пугают тех, кому еще только предстоит рожать.
Дубравка Шимонович предложила решать проблему на государственном уровне.
Как думаете, есть у нас шансы на улучшение ситуации?