ШКОЛА ЖЕНСКОГО ЗДОРОВЬЯ "ЛЕЛЕЯ"

«МОЛОКО»: разбор фильма

Психология
В основе сюжета лежит одна простая и понятная идея, поэтому разбор не будет таким масштабным, как предыдущие, где речь шла о становлении личности, но мы вместе заглянем поглубже в эту историю.

Я решила не перессказывать сюжет последовательно, а проследить, что произошло с каждым из героев.

Зоя (главная героиня):

В самом начале фильма Зоя узнает, что никогда не сможет иметь детей.

Вернувшись домой, она обнаруживает, что ее муж Сережа притащил домой двух пингвинов, которые будут жить у них в ванной. Путем манипуляций и психологического давления он вынуждает Зою сменить работу, чтобы иметь возможность приходить домой и кормить питомцев.

Зоя идет поговорить со свекровью Валентиной Юрьевной (директором соседней школы) о вакансиях и внезапно оказывается на должности школьного психолога.

Она не может стать мамой собственного ребенка, но попадает в условия, где она может позаботиться о других детях, где она может реализовать свой материнский потенциал и куда направить свои материнские ресурсы, которых у нее предостаточно.

Зоя неспроста становится именно психологом. Ведь зачастую именно в психотерапии клиент получает возможность ощутить безусловное принятие и поддержку, которой не хватало от мамы в детстве.

На следующий день Зоя выходит на работу и ее первый пациент — подросток Саша, который катается на поездах, подвергая свою жизнь опасности. Зоя хочет ему помочь, но пока не понимает как. Она еще не знает, что заставляет его так рисковать.

А следующей ночью происходит странное — из груди Зои начинает выделяться грудное молоко, когда ей кажется, что она слышит детский плач (такое на самом деле случаетсят с кормящими мамами, даже если плачет не собственный ребенок).

Ведь в глубине души она чувствует детские травмы, боль, брошенность и одиночество тех, кто окружает ее, и ее тело выдает единственный способ эту боль исцелить — материнскую любовь, которую символизирует грудное молоко.

Сотрудница аптеки предлагает Зое начать сцеживаться и та набирает несколько бутылок молока — концентрата материнской любви и заботы.

И каждый, кто после этого получает поцию любви-молока, исцеляется.

Эксгибиционист №1:

Ему кажется, что он делает благое дело, приобщая женщин к красоте, демонстрируя свои достоинства. Он рассказывает Зое о том, что ее симптом, возможно, психосоматика и ей нужно подумать, что могло вызвать такую реакцию тела (а мы уже знаем, что для нее это способ дать недополученную материнскую любовь раненному «внутреннему ребенку» кого-то из окружающих, потому что ее саму эта любовь переполняет). Случайно выпив Зоиного молока, он первым излечился и перестал практиковать эксгибиционизм.

Когда Зоя обращается к нему (уже как к врачу-маммологу) с просьбой прекратить лактацию, он говорит ей фразу, передающую всю суть этой истории: «Ваше молоко — это живое и настоящее. Если бы у нас у всех в детстве было такое молоко, мир был бы совсем другим».

Если бы у каждого в детстве была возможность в полном объеме получить любовь, заботу и нежность от мамы, было бы гораздо меньше людей с черной дырой в душе, которая сквозит холодом и одиночеством и заставляет причинять боль себе и близким, не дает жить своей жизнью, исполнять свои мечты и реализовывать свои желания, не позволяет наполниться любовью к себе и подарить эту любовь кому-то еще.

Эксгибиционист №2:

«Товарищ по несчастью» того первого. Он очень точно описывает эту душевную боль, рассказывая о себе: «Я же в сущности несчастный человек, я все время ощущаю, что у меня в груди дыра и она тянет, сосет… многие годы… Ветер прям в этой дыре, с детства, когда я плакал и хотел, чтобы мама была рядом. Но отучили. В детдоме быстро отучили».

Когда он выпивает молоко, поддавшись уговорам Зои, он вспоминает, как в детдоме воспитательница его наказала: он стоял голым перед всеми детьми и он смеялись (поэтому он и выбрал неосознанно такой извращенный способ компенсации).

Он начинает плакать, Зоя обнимает его и осуждает воспитательницу.

Так он получает свою порцию материнской любви от Зои и тоже исцеляется.

Муж Зои — Сережа:

Он считает, что Валентина Юрьевна ему не мать, а та при разговоре просит Зою передать ему о своих проблемах с сердцем (и тут мы понимаем, откуда у него талант манипулятора).

Валентина Юрьевна целый год пыталась переделать и перевоспитать мужа, которого она считает слабохарактерным, а когда выяснилось, что он не слушался и не поддавался, ударила его молотком по голове.

Мать Сережи способна любить только причиняя страдания, ее внимания заслуживают только те, кому больно и плохо. Получать внимание она тоже может только через страдания, жалуясь на больное сердце.

Сережа со слезами на глазах рассказывает Зое о пингвиненке, которого забрали от мамы. По сути он говорит о себе, о том, чего был лишен (с такой-то мамой) и что «произошла катастрофическая ошибка» и «он проживет с этим всю свою жизнь».

В детстве он мечтал стать океанологом, но всегда делал, как говорила его властная, гиперконтролирующая мама: что есть, как одеваться, с кем дружить. Поэтому он ни с кем не дружил, а в 20 лет всерьез задумался о самоубийстве.

Его тоже исцелило молоко — квинтэссенция материнской любви. Он перестал вести себя жестоко и неадекватно (сдал пингвино обратно, решив, что это было временное помешательство), стал самим собой, получил возможность жить свою собственную жизнь и слышать свои собственные желания.

Он решает уехать осуществлять свою мечту, а его мама устраивает драматическое представление перед автобусом: «Тебя никто не будет любить так, как я!».

Но Сережа больше не поддается манипуляциям — залечив душевную рану, он становится взрослым и цельным: «Мам, я не должен быть рядом с тобой, но это не значит, что я меньше тебя люблю».

Таня:

Еще одна героиня, девочка, которую отец натаскивает на защиту от маньяков: будит среди ночи, заставляет тренироваться на турниках и собирать/разбирать пистолет под угрозой лишения еды, потому что «уродов море кругом» (а на самом деле потому, что в душе у него глубокая травма — его жена, мать девочки, погибла в результате нападения насильника).

Таня, оставшаяся без матери и тоже не получившая тепла и любви, причитающихся ребенку, вынуждена терпеть давление отца, который так и смог пережить потерю жены. Танин отец даже инсценирует похищение дочери, чтобы «воспитать» ее.

Выпив молоко, она бросается спасать Сашу (к которому у нее чувства) с поезда и приводит его к себе домой. После близости и разговора с Сашей она решает уйти от болезненной и жестокой гиперопеки отца.

Восполнив внутренний ресурс, который позволяет по-матерински заботиться о себе и ставить себя на первое место в своей жизни, она обретает возможность сделать свой собственный вбор.

Отец, узнав об этом, угрожает совершить самоубийство, но Таня уже выбрала свой путь.

«Папа, я тебя люблю!» — «А я тебя нет! Ты без меня пропадешь!»

В ответ Таня лишь понимающе улыбается и все равно уходит.

Саша:

Первый пациент Зои, «зацепер», который катается ночью на поездах. У него эпилепсия. Зоя становится случайным свидетелем того, как Сашу на улице обнимает какая-то взрослая женщина. В разговоре с ней оказывается, что Сашу бросила мать сразу после рождения, уже тогда он страдал от приступов и все время плакал, и тогда та стала его брать на руки, укачивать и обнимать, т.е. пытаться компенсировать недостаток материнской заботы и внимания. И обнимает до сих пор, ему это нужно, это помогает от приступов, а Сашины опекуны «хорошие люди, но они его не обнимают».

На школьном собрании после гибели Сашиного друга, где директриса отчитывает учеников, у Саши случается приступ, на который никто не обращает внимания. Зоя прикладывает его к груди, не имея под рукой сцеженного молока — и спасает ему жизнь.

p.s.

После спасения Саши Зоя решает подарить свою нерастраченную материнскую любовь всему миру и начинает оставлять бутылки с молоком в случайных местах, где их могли бы найти те, кто нуждается в исцелении души.

В последних кадрах мы видим, как Зоя направляется с корзинкой молочных бутылок в Московский Кремль…