ШКОЛА ЖЕНСКОГО ЗДОРОВЬЯ "ЛЕЛЕЯ"

Как полюбить себя?

Психология
На днях в комментариях мне несколько раз задали вопрос: как принять и полюбить себя. К сожалению, нет никакого волшебного упражнения, так чтобы нажать кнопку «вкл» и раз такая сразу вся себя полюбила. Есть путь, который нужно пройти, чтобы прийти к этой любви. Он идет через познание и принятие себя. Мы проходим его на пути взросления в соответствующем возрасте. То же самое мы делаем с клиентами в процессе психотерапии, если этого не произошло ранее. Иногда жизнь заставляет нас повзрослеть и научиться ценить себя — через травмирующие события, или это случается само собой, если повезет. Но я бы не стала рассчитывать на два последних варианта.

Очень часто люди пытаются найти любовь вовне: у партнера, у родителей, друзей, чтобы получить признание, одобрение, тепло, эмоциональную поддержку. При этом женщины изо всех сил стараются эту любовь окружающих заслужить, быть такой, какой надо им, удобной и правильной, отвергая, скрывая и подавляя свои теневые (негативные) проявления. Большинство из нас с детства к этому приучены.

Но это так не работает. Такие отношения больше похожи на самообман. В глубине души вы все равно чувствуете, что это неправда. Нельзя любить того, кто сам себя не любит.

На прошлой неделе я ходила с дочкой в кино, смотреть детский диснеевский фильм «Излом времени». С первого взгляда это сказочка ни о чем: девочка отправляется в какую-то параллельную реальность спасать отца, странные сюрреалистичные костюмы и декорации, спецэффекты так себе. Но в последнее время студия «Дисней» щедра на терапевтичные фильмы и мультики о женских инициациях и переходах. И у этого фильма есть более глубокий смысл, он о взрослении и принятии себя, о любви к себе и обретение собственной ценности и целостности.

Эта детская сказочка — отличная иллюстрация и подробная инструкция о том, как пройти этот непростой путь. Вы же в курсе, что «сказка ложь да в ней намек?». Хотите расскажу, о чем этот фильм на самом деле?

По сюжету у девочки Мэг исчезает отец — человек, который любил ее больше всех, тот, кто принимал ее любую. И с этой утратой она лишается возможности принимать себя саму. Она ненавидит себя, свои волосы, свои черты характера, она проецирует на окружающих свои теневые аспекты и разрушает отношения со своими друзьями, она теряет возможность управлять своими ресурсами и состояниями и скатывается на плохие оценки в учебе. Она говорит директору школы о том, что жизнь снова обрела бы смысл, если бы вернулся отец, тот Значимый Другой, кто ее любил.

То есть, главная героиня — ребенок, недополучивший любви. Она — подросток, задача ее психики на данном этапе — сепарация (отделение) от родителей, взросление и обретение собственной идентичности — самой себя (в начале фильма Мэг говорит брату: «Оставайся собой, не будь как я»).

«Любовь не исчезла, а только спряталась» — слова отца, он говорит ей это перед уходом. Ее задача — найти эту любовь внутри себя.

Все, что происходит дальше — вовсе не путешествие в фантастическую страну, это шикарная метафора того, что происходит в ее голове, погружение в глубины внутреннего мира, история поиска и обретения Себя.

Ее попутчики в этом путешествии — две важные структуры женской психики:

— внутренний ребенок (младший брат), отвечающий за энергию, творчество («он один из лучших умов современной истории»), жизненную силу, который становится символом ее внутреннего недолюбленного ребенка (по сюжету отец исчез сразу после его усыновления)

— Анимус (молодой человек по имени Кевин) — внутренняя мужская фигура, одна из основных задач которой, быть проводником, связующим звеном между сознанием и бессознательным, с его помощью происходит развитие женской души. «Он пригодится в путешествии, т.к. силен в дипломатии», говорит брат. Кевин-Анимус ощутил, что «его позвали», т.к. перед девочкой встала задача обретения психической целостности.

В процессе они встречают еще три женских фигуры, три состояния любой женщины:

— Девушка (миссис «Что тут?») — состояние юности, когда задача развития — определиться с картиной мира. Она же отвечает за некую жизненную силу, фертильность в ее природном смысле. Она появляется еще до начала путешествия, т.к. девочка уже находится на первом этапе взросления.

— Женщина (миссис «Кто?») — состояние середины жизни, когда женщина получает ответ на вопрос «Кто я?». Во время знакомства брат говорит девочке «ты еще не готова, но мы скоро ее опять увидим»

— Старуха (миссис «То есть») — мудрость, познавшая суть вещей и их взаимосвязи. Эта фигура сначала слишком большая, необъятная. Девочка говорит «ты не подходишь мне по размеру». Эта часть — мудрость и готовность отдавать — еще недоступна ей, но она становится нормальной, когда девочка вступает на путь взросления, она становится ближе, досягаемой.

Четвертое состояние — Девочка — уже есть, это главная героиня. Ей предстоит постепенно обрести каждую из этих «миссис», чтобы стать взрослой, полноценной (наполненной ценными ресурсами) и самодостаточной (когда в ней самой всего достаточно, не надо искать это у других людей) и цельной женщиной.

Эти все части есть во всех нас, они изначально находятся в бессознательном. Освоить их, научиться пользоваться их ресурсами — задача взросления.

Три женские фигуры дают ей дары-подсказки «способность видеть то, что спрятано» от Женщины, «принимать свои ошибки» от Девушки, приказ сохранять целостность психики «держитесь вместе» от Старухи.

Они все отправляются в глубины психики девочки, чтобы помочь ей обрести себя: в «измерение, не ограниченное временем и пространством», т.е. туда, где мы можем «силой мысли перемещаться» в прошлое и будущее, в параллельные варианты развития событий, фантазийные миры.

Обратите внимание — она проваливается в тот мир сквозь волокна, очень похожие на нейронные связи в мозге, и там есть еще такой кадр, как будто кто-то пытается вырваться из заточения или прорваться сквозь пелену, та часть личности, которую она подавляет и на выпускает наружу.

Первым делом девочка учится понимать язык бессознательного, которым оно с нами разговаривает — через цветы — символы, цвета и свет.

Мэг пытается войти в контакт с Девушкой (познав ее суть и оседлав = освоив ее), но терпит провал. В пространстве бессознательного есть еще одна абстрактная фигура — Тень, некое «зло», которое проникает повсюду, всем портит жизнь, бесконтрольно проявляясь в отношениях и действиях людей (зависть, злость, боль, отчаяние, страх, гнев, насилие). Старуха говорит, что «этот процесс не обратим». То есть, это та часть души, от которой нельзя избавиться. Но Тень же — «может указать человеку его потенциал».

Каждый контакт Мэг со своим бессознательным («тессеризация») болезненен. Старуха говорит ей, что так и будет «пока ты не примиришься с собой, очень похоже, что ты не хочешь возвращаться в себя» и указывает ей на ее уникальность и самоценность.

Тогда она начинает свой путь к Себе.

Она учится искать внутренний баланс и равновесие в пещере предсказателя (Архетип Мудрец).

Она утрачивает иллюзии (когда Архетип Шут угощает бутерами из песка на пляже) и несбыточные идеалы (когда складываются картонные домики с одинаковыми детьми).

Мэг присваивает себе свои достижения, учится ценить свои способности, навыки, жизненный опыт, ресурсы, признает из значимыми и учится ими пользоваться, чтобы преодолевать трудности — полет на торнадо, например, или расчет невидимой лестницы в белой комнате.

Она находит внутри себя, в самом центре, фигуру своего отца. Она признает, что он бросил их 4 года назад и это дает ей возможность сделать следующий шаг.

Внутренний ребенок зовет всех отправиться к Тени, признавая негативные аспекты отца, позволяя проявить злость и агрессию по отношению к нему, отказываясь от слияния с ним. Ее внутренний ребенок высказывает всю боль и претензии за недополученную любовь, позволяет выйти наружу всем подавляемым ранее чувствам.

Мэг отпускает отца, принимая ответственность за заботу о себе и своем внутреннем ребенке, превращая фигуру отца в ту часть своей души, которая будет любить ее тогда, когда внешние люди этого сделать не могут. Она больше не держится за внешних людей, которые будут подтверждать ее значимость и ценность, давать ей любовь и тепло. Она отказывается возвращаться с отцом в реальный мир, туда где он будет любить ее как прежде, она принимает решение продолжить поиски, полюбить недолюбленную часть (своего внутреннего ребенка, брата) и погрузиться в самую темную и страшную свою суть. Она идёт туда, чтобы увидеть и принять все свои недостатки и ошибки.

Там в Тени живет еще одна фигура, идеальное Я, от которого ей предстоит отказаться. Мэг принимает решение быть самой собой и принимать все свои, даже самые худшие, теневые проявления, недостатки и ошибки. Она обретает способность любить себя любую, даже когда внутренний голос говорит ей о ней самые ужасные вещи, обретатет способность подарить любовь и заботу своему внутреннему недолюбленному ребенку.

«Ты любишь меня, потому что я стою твоей любви, и я люблю тебя, малыш».

И тогда ее Тень преображается. Заметьте, она не исчезает! У нашей психики нет задачи избавиться от наших негативных проявлений, мы должны познакомиться с ними, принять их, освоить (т.е. сделать своими) и тогда получить шанс распоряжаться ими по своему усмотрению, используя их там, где это необходимо.

Тень трансформируется во что-то светящееся и явно ресурсное. И в последней телепортации мы уже не видим страшное лицо за простыней, она обретает цельность, способность двигаться по своему пути к своей цели, опираясь на что-то важное и ценное внутри себя. Это нечто неосязаемое, нематериальное (ленты), но это дает опору и поддержку, она не проваливается сквозь них, а двигается вперед.

«Каждый, кто смеет бросить вызов тьме, дарит все самое лучшее свету и добру».

Из этого путешествия в глубины своей души девочка выходит цельной, с ощущением собственной ценности и значимости, самодостаточной. Теперь она может счастливо жить в реальном мире, строить отношения с партнером (Кевином), с окружающими (подругой), с мамой (которая перестает восприниматься как строгий критик), а фигура отца теряет свое эмоциональное значение, теперь он не ангел во плоти (позитивный отцовский комплекс), а обычный человек со своими достоинствами и недостатками, просто мамин муж. Она сепарируется от родительской фигуры, перестает пытаться быть похожей на других и разрешает себе быть самой собой.

Еще раз — что нужно сделать, чтобы принять и полюбить себя:

1. научиться взаимодействовать со своим бессознательным, понимать саму себя

2. найти баланс и гармонию, внутренний стержень, опору

3. признать свою ценность, освоить свои ресурсы и научиться ими пользоваться

4. отказаться от иллюзий и идеалов, от попыток быть кем-то другим

5. отказаться от слияния с родительской фигурой и перестать ее идеализировать

6. найти такую фигуру внутри себя

8. полюбить своего внутреннего ребенка, заботиться о нем

8. принять свои теневые проявления

9. собрать части психики в единое целое

10. полюбить себя такой, какая есть

Если кратенько, то это вот ответ на ваши вопросы — как принять и полюбить себя. Как видите, это не моментальное исцеление. Нет никакой волшебной кнопки. Это путь, процесс, это работа, которую должна проделать наша душа

Если вы хотите прийти к такому результату, вам нужно пройти той же дорогой. Надеюсь, я понятно объяснила и вам понятно, что делать. Если нет — приходите на консультации и я проведу вас по этому пути за ручку. Он долгий, сложный и местами болезненный, но результат стоит того.